В 2008 году было начато строительство гоночной трассы в Дорогобужском районе, близь поселка Верхнеднепровский. Автодром получил название - «Смоленское кольцо». Изначально сдача трассы в эксплуатацию планировалось на 2009 год. Реальными сроками стали - 2010-2011 годы. В разработке конфигурации автодрома Смоленское кольцо учавствовал Герман Тильке, «придворный архитектор Формулы-1» .
Еще материалы об автодроме Смоленское кольцо
Инициаторами проекта выступили: ОАО «Дорогобужкотломаш», Смоленское отделение Российской Автомобильной Федерации, Дорогобужское отделение Сбербанка России, гоночная команда СитиМоторспорт. Обоснование проекта строилось на том, что в последнее время в России значительно повышается интерес к автогонкам, которые вместе с популяризацией спорта способны нести мощную рекламную нагрузку. Здесь реклама воспринимается как в узком смысле - реклама товаров и услуг во время автогонок, так и в широком - создание притока гостей в Дорогобужского район. Инициаторы проекта со временем смогут получить стабильные дивиденды.
Существует мнение, что автоспорт помогает формировать культуру поведения автолюбителей на дорогах, а наведение порядка и повышение безопасности движения невозможно без развития автомобильного спорта. Такое мнение очень и очень сомнительно, автогонки врядли сделают из всех дорогобужских водителей джентльменов дороги. Стиль вождения автомобиля является отражением общего культурного уровня человека - если он бросает мусор там где стоит, то не стоит от него ожидать чтобы он уступил дорогу пешеходу или не разгонялся в городе. И автодром здесь ничем дорогобужанам не поможет.
![]() |
Во времена СССР соревнования по кольцевым гонкам проводились на 8-10 автодромах по всей стране. После распада СССР оказалось, что в России не осталось ни одной стационарной гоночной трассы – все треки остались в союзных республиках. В 2006 году было решено построить первый трек в подмосковном Мячкове. До ввода в строй Смоленского кольца он же будет оставаться и единственным в России. Новые трассы нужны в стране, так как только при наличии нескольких автодромов российские автопилоты будут иметь шанс выйти на мировой уровень.
Технические характеристики трассы Смоленское кольцо:
Длина - 3100 м. (первая очередь) 1500 (вторая очередь)
точные географические координаты автодрома - 54°59′20″ с. ш. 33°22′04″ в. д.
Минимальная ширина - 12 м
Максимальная ширина - 20 м
Ширина пит-лейна - 12 м
Покрытие - асфальт/асфальтобетон
Направление движения - по часовой стрелке, против часовой стрелки
Количество поворотов - 15-18
Допустимое количество автомобилей-участников:
Класс Формула - 30
Спортпрототипы - 32
Туризм (до 2000 см3) - 35
Туризм (до 1600 см3) - 38
На автодроме предполагается создание перепада высот, скоростных и закрытых поворотов нескольких конфигураций. Трассу возможно будет использовать в нескольких вариантах, используя маршруты 3000 метров и 1500 метров, опять же, в различных в конфигурациях, включая вариант для профессиональных соревнований по картингу. Автодром Смоленское кольцо планируется оборудовать технической дорогой для удобного и быстрого подъезда в любое место гоночной трассы.
У создателей автодрома достаточно амбициозные планы. Планируется построить несколько спортивных и инфраструктурных объектов в два этапа.
![]() |
Объекты первой очереди строительства:
- кольцевая трасса для автогонок;
- боксы, пит-лейн (пространство для остановки автомобиля перед боксом);
- площадка для технического обслуживания и различных мероприятий;
- подъездные дороги (в начале 2010 года они еще представляют собой разбитый асфальт);
- трибуны на 10-15 тысяч зрителей;
- гостиница;
- спортивная деревня.
Объекты второй очереди строительства:
- трасса для автокросса;
- трек для зимних ипподромных гонок на автомобилях;
- прокатный картинг (карты - микоро-гоночные автомобили, прокатный - за плату смогут ездить непрофессионалы);
- трасса для зимних упражнений по контраварийной подготовке;
- музей автоспортивной техники;
- трасса для снегоходов.
По завершении строительства автодроме планируется проводить:
- автомобильные и мотоциклетные соревнования международного и российского уровня, а также соревнования по картингу;
- соревнования по дрэг-рейсингу (спринтерский заезд на дистанцию);
- тренировки и тестирование гоночных команд;
- тест-драйвы автомобилей и мотоциклов для публики;
- работа гоночной школы;
- корпоративные мероприятия;
- заезды исторических автомобилей;
- работа школы вождения;
- слеты автомобильных и мотоциклетных клубов;
- работа детской автомобильной дороги;
- работа академии по контраварийному и защитному вождению для водителей спецслужб, МВД и VIP-клиентов;
- выставки, салоны и ярмарки;
- специальные тренировки службы спасения;
- испытания и доводка серийных, спортивных и гоночных автомобилей, а также их узлов, арегатов и шин;
- тематические кино- и телесъемки.
С учетом того, что возведение даже первой очереди затянулось много дольше, чем планировалось, трудно поверить в создании второй очереди. Россия есть Россия, и "планов громадье" зачастую так и остается на устах инициаторов. Однако все может случиться, и тогда Дорогобужский район надолго станет местом "паломничества" любителей и профессионалов автогонок.
Технические параметры трассы Смоленское кольцо:
Прямая | Длина, м | У,% | Поворот | л/п | R, м | Угол,° | ДП, м | У,% | П,% |
Старт | 273 | +1.1% | Т1.1 | Л | 13 | 123° | 34 | +1.6% | 2,5% |
16 | +0,1% | Т1.2 | Л | 40 | 61° | 48 | +1.6% | 6,8% | |
Г1-Т2 | 416 | -2.9% | Т2.1 | П | 10 | 90° | 15 | -2.3% | 2,5% |
20 | -1.0% | Т1.3 | П | 10 | 93° | 17 | +0.7% | 2.5% | |
Г2-ТЗ | 210 | +2.8% | Т3.1 | Л | 15 | 110° | 29 | -11% | 10,0% |
Т3.2 | Л | 25 | 62е | 30 | -2.6% | 10.0% | |||
ТЗ-Т4 | 178 | -3.6% | Т4.1 | Л | 20 | 43° | 14 | -20% | 3.8% |
45 | -2.0% | Т4 2 | П | 25 | 28е | 1? | -2.0% | 2.5% | |
43 | . . . | Т4.3 | П | 25 | 2-V | 12 | : | 0.8% | |
Т4-Т5 | 55 | -2 0% | Т5 | П | 10 | 88т | 16 | -1.6% | 5.5% 2,5% |
Г5-Т6 | 29 | -0.8% | 6 | П | 58 | 147° | 149 | +0.4% | |
Г6-Т7 | 53 | +0.5% | Т7 | Л | 25 | 80е | 26 | +0.5% | 1.5% |
Г7-Т8 | 23 | +0,5% | :8 | П | 51° | 23 | +0.4% | 1,5% | |
Г8-Т9 | 41 | +0.6% | Т9 1 | Л | 20 | 53° | 19 | +0.4% | 1.5% |
27 | +0,5% | Т9 2 | П | 20 | ЗГ | 14 | +0.5% | 1,5% | |
Г9-Т10 | 57 | +1.9% | Т10 | П | 68 | 76° | 95 | +7.7% | 2.5% |
Г10-Т11 | 7 | +9,3% | Т11.1 | Л | 95 | 61е | 98 | +5.3% | 1,5% |
Т11.2 | Л | 39 | 152° | 103 | -4.1% | 3,0% | |||
Г11-Т12 | 140 | -5.9% | Т12 | Л | 90 | 42е | 67 | -13% | 2,5% |
Г12-Т13 | 306 | -0.2% | Т13 | Л | 103 | 80° | 140 | -0.6% | 4,0% |
Нижняя точка трассы | 103 | 9?- | 162 | +4.6% | 10.0% | ||||
Финиш | 300 | +1,3% |
Прямые:
(T1—T2) — между поворотами по схеме,
необозначенные — отрезки прямых между сегментами поворота.
У продольный уклон прямой, %: (+) — подъем, (-) — спуск
Поворот — обозначение по схеме, разбито на сегменты
Л/П — левый / правый
R — Радиус поворота, метры
Угол — Угол поворота, градусы
ДП — Длина поворота по осевой линии, метры
У — продольный уклон поворота, %: (+) — подъем, (-) — спуск
П — поперечный уклон, %
![]() |
Статья обновлена 09.01.2011