В 2008 году было начато строительство гоночной трассы в Дорогобужском районе, близь поселка Верхнеднепровский. Автодром получил название - «Смоленское кольцо». Изначально сдача трассы в эксплуатацию планировалось на 2009 год. Реальными сроками стали - 2010-2011 годы. В разработке конфигурации автодрома Смоленское кольцо учавствовал Герман Тильке, «придворный архитектор Формулы-1» .

Еще материалы об автодроме Смоленское кольцо

Инициаторами проекта выступили: ОАО «Дорогобужкотломаш», Смоленское отделение Российской Автомобильной Федерации, Дорогобужское отделение Сбербанка России, гоночная команда СитиМоторспорт. Обоснование проекта строилось на том, что в последнее время в России значительно повышается интерес к автогонкам, которые вместе с популяризацией спорта способны нести мощную рекламную нагрузку. Здесь реклама воспринимается как в узком смысле - реклама товаров и услуг во время автогонок, так и в широком - создание притока гостей в Дорогобужского район. Инициаторы проекта со временем смогут получить стабильные дивиденды.

Существует мнение, что автоспорт помогает формировать культуру поведения автолюбителей на дорогах, а наведение порядка и повышение безопасности движения невозможно без развития автомобильного спорта. Такое мнение очень и очень сомнительно, автогонки врядли сделают из всех дорогобужских водителей джентльменов дороги. Стиль вождения автомобиля является отражением общего культурного уровня человека - если он бросает мусор там где стоит, то не стоит от него ожидать чтобы он уступил дорогу пешеходу или не разгонялся в городе. И автодром здесь ничем дорогобужанам не поможет.

Во времена СССР соревнования по кольцевым гонкам проводились на 8-10 автодромах по всей стране. После распада СССР оказалось, что в России не осталось ни одной стационарной гоночной трассы – все треки остались в союзных республиках. В 2006 году было решено построить первый трек в подмосковном Мячкове. До ввода в строй Смоленского кольца он же будет оставаться и единственным в России. Новые трассы нужны в стране, так как только при наличии нескольких автодромов российские автопилоты будут иметь шанс выйти на мировой уровень.

Технические характеристики трассы Смоленское кольцо:
Длина - 3100 м. (первая очередь) 1500 (вторая очередь)
точные географические координаты автодрома - 54°59′20″ с. ш. 33°22′04″ в. д.
Минимальная ширина - 12 м
Максимальная ширина - 20 м
Ширина пит-лейна - 12 м
Покрытие - асфальт/асфальтобетон
Направление движения - по часовой стрелке, против часовой стрелки
Количество поворотов - 15-18

Допустимое количество автомобилей-участников:
Класс Формула - 30
Спортпрототипы - 32
Туризм (до 2000 см3) - 35
Туризм (до 1600 см3) - 38

На автодроме предполагается создание перепада высот, скоростных и закрытых поворотов нескольких конфигураций. Трассу возможно будет использовать в нескольких вариантах, используя маршруты 3000 метров и 1500 метров, опять же, в различных в конфигурациях, включая вариант для профессиональных соревнований по картингу. Автодром Смоленское кольцо планируется оборудовать технической дорогой для удобного и быстрого подъезда в любое место гоночной трассы.

У создателей автодрома достаточно амбициозные планы. Планируется построить несколько спортивных и инфраструктурных объектов в два этапа.

Объекты первой очереди строительства:
- кольцевая трасса для автогонок;
- боксы, пит-лейн (пространство для остановки автомобиля перед боксом);
- площадка для технического обслуживания и различных мероприятий;
- подъездные дороги (в начале 2010 года они еще представляют собой разбитый асфальт);
- трибуны на 10-15 тысяч зрителей;
- гостиница;
- спортивная деревня.

Объекты второй очереди строительства:
- трасса для автокросса;
- трек для зимних ипподромных гонок на автомобилях;
- прокатный картинг (карты - микоро-гоночные автомобили, прокатный - за плату смогут ездить непрофессионалы);
- трасса для зимних упражнений по контраварийной подготовке;
- музей автоспортивной техники;
- трасса для снегоходов.

По завершении строительства автодроме планируется проводить:

- автомобильные и мотоциклетные соревнования международного и российского уровня, а также соревнования по картингу;
- соревнования по дрэг-рейсингу (спринтерский заезд на дистанцию);
- тренировки и тестирование гоночных команд;
- тест-драйвы автомобилей и мотоциклов для публики;
- работа гоночной школы;
- корпоративные мероприятия;
- заезды исторических автомобилей;
- работа школы вождения;
- слеты автомобильных и мотоциклетных клубов;
- работа детской автомобильной дороги;
- работа академии по контраварийному и защитному вождению для водителей спецслужб, МВД и VIP-клиентов;
- выставки, салоны и ярмарки;
- специальные тренировки службы спасения;
- испытания и доводка серийных, спортивных и гоночных автомобилей, а также их узлов, арегатов и шин;
- тематические кино- и телесъемки.

С учетом того, что возведение даже первой очереди затянулось много дольше, чем планировалось, трудно поверить в создании второй очереди. Россия есть Россия, и "планов громадье" зачастую так и остается на устах инициаторов. Однако все может случиться, и тогда Дорогобужский район надолго станет местом "паломничества" любителей и профессионалов автогонок.

Технические параметры трассы Смоленское кольцо:

Прямая Длина, м У,% Поворот л/п R, м Угол,° ДП, м У,% П,%
Старт 273 +1.1% Т1.1 Л 13 123° 34 +1.6% 2,5%
  16 +0,1% Т1.2 Л 40 61° 48 +1.6% 6,8%
Г1-Т2 416 -2.9% Т2.1 П 10 90° 15 -2.3% 2,5%
  20 -1.0% Т1.3 П 10 93° 17 +0.7% 2.5%
Г2-ТЗ 210 +2.8% Т3.1 Л 15 110° 29 -11% 10,0%
      Т3.2 Л 25 62е 30 -2.6% 10.0%
ТЗ-Т4 178 -3.6% Т4.1 Л 20 43° 14 -20% 3.8%
  45 -2.0% Т4 2 П 25 28е 1? -2.0% 2.5%
  43 . . . Т4.3 П 25 2-V 12 : 0.8%
Т4-Т5 55 -2 0% Т5 П 10 88т 16 -1.6% 5.5%
2,5%
Г5-Т6 29 -0.8% 6 П 58 147° 149 +0.4%
Г6-Т7 53 +0.5% Т7 Л 25 80е 26 +0.5% 1.5%
Г7-Т8 23 +0,5% :8 П 51° 23 +0.4% 1,5%
Г8-Т9 41 +0.6% Т9 1 Л 20 53° 19 +0.4% 1.5%
  27 +0,5% Т9 2 П 20 ЗГ 14 +0.5% 1,5%
Г9-Т10 57 +1.9% Т10 П 68 76° 95 +7.7% 2.5%
Г10-Т11 7 +9,3% Т11.1 Л 95 61е 98 +5.3% 1,5%
      Т11.2 Л 39 152° 103 -4.1% 3,0%
Г11-Т12 140 -5.9% Т12 Л 90 42е 67 -13% 2,5%
Г12-Т13 306 -0.2% Т13 Л 103 80° 140 -0.6% 4,0%
Нижняя точка трассы         103 9?- 162 +4.6% 10.0%
Финиш 300 +1,3%              

Прямые:
(T1—T2) — между поворотами по схеме,
необозначенные — отрезки прямых между сегментами поворота.
У продольный уклон прямой, %: (+) — подъем, (-) — спуск
Поворот — обозначение по схеме, разбито на сегменты
Л/П — левый / правый
R — Радиус поворота, метры
Угол — Угол поворота, градусы
ДП — Длина поворота по осевой линии, метры
У — продольный уклон поворота, %: (+) — подъем, (-) — спуск
П — поперечный уклон, %

Статья обновлена 09.01.2011