Свято-Троицкий Болдин монастырь. Возрождение. (стр.2)

стр.  1 - 2 - 345

Достаточно стройный порядок захоронений нарушался двумя захоронениями (№ 7 и № 8), сделанными если не одновременно, то близко по времени друг к другу и с небольшим отстоянием по времени от захоронения № 3 (Фото 11,12). На это указывает отсутствие повреждений во всех трёх деревянных колодах, положенных практически вплотную. Колоды захоронений № 7 и № 8 смещены к востоку относительно колоды захоронения № 3 на 75-80 см. В захоронение № 7 были обнаружены кожаные тапочки, а в захоронение № 8 тапочек не было.

Над указанными выше семью захоронениями в процессе проведения раскопок было выявлено три захоронения (№ 2, № 6, № 10) в более высоком слое, на 20-25 см. выше нижнего слоя захоронений (Рис. 2). Все три захоронения с кожаными погребальными тапочками. Захоронения № 2 и № 10 смещены к западу на 60-70 см относительно захоронения нижнего слоя (захоронение № 11) и поэтому были нарушены при закладке фундамента западной стены южного придела. Из костных останков в них сохранились только нижние конечности. Следует отметить, что проекция захоронения №б, частично находила на захоронение № 7. Деревянная колода захоронения отличалась лучшей сохранностью, чем у других захоронений (Фото 13), а сохранность костных останков была плохой. В захоронение были обнаружены кожаные тапочки с тесёмками, что может свидетельствовать о погребении женщины.

Болдинский монастырь фото

Рисунок 2. План захоронений в южном приделе Троицкого собора

Болдинский монастырь фото

Фото 11. Открытие контура колоды захоронения № 3. Послушник Арсений

Болдинский монастырь фото

Фото 12. Захоронение № 3

При раскопках в алтарной части южного придела особое внимание было уделено захоронению в насыпном грунте, череп которого был обнаружен при подготовке площадки к обретению мощей прп. Герасима (Фото 9). В результате на глубине 90 см от уровня пола конца XVI века южного придела (от уровня пола алтаря глубина захоронения составляла, видимо, 120-130 см) были выявлены тленные остатки очертания деревянного гроба (Рис. 2, Фото 14). Форма гроба в плане трапециевидная, длина гроба около 220 см. Судя по фото 9, поперечный разрез гроба в нижней части имел форму полуокружности. В головной и ножной частях гроба были обнаружены гвозди, видимо, для крепления опор гроба. Ориентация захоронения гроба не строго по странам света (восток-запад) была вызвана, по всей вероятности, желанием расположить захоронение в алтарной части. Ножная часть гроба частично была под фундаментом кирпичного престола XIX века (Фото 15). При расчистке костяка захоронения между коленками был обнаружен металлический конус, обращённый острым концом к днищу гроба. Ось конуса была расположена с наклоном в левую сторону и в направлении головы. Конус выполнен из листовой стали, толщиной порядка 3 мм, длина конуса 130 мм, диаметр в основании 30 мм. (Фото 16). По заключению археологов (Т.Д.Панова и др.) обнаруженный металлический предмет можно идентифицировать как “вток - предмет одеваемый на нижнюю часть древка знамени для закрепления его одной точкой в земле. Очистка и укрепление металла, в тока были выполнены реставраторами Государственного историко-культурного заповедника “Московский Кремль”, при этом в его основании был обнаружен поперечный штырь, служивший, видимо, для фиксации древка.

Болдинский монастырь фото

Фото 13. Контур колоды захоронения № 6

Болдинский монастырь фото

Фото 14. Контуры тлена гроба захоронения № 5

Болдинский монастырь фото

Фото 15. Кирпичный престол XIX века

Исследование черепа из захоронения № 5 в Государственном институте судебной медицины экспертизы (антрополог Сергей Алексеевич Никитин) показало, что по стёртости зубов возраст захороненного мужчины составлял 40-45 лет. В процессе продолжения раскопок в алтаре южного придела на глубине, соответствующей уровню дневной поверхности конца XVI века, на площади, попадающей в площадь проекции престола, были обнаружены древесные остатки, напоминающие формы четырёхконечного креста (Фото 17). Размеры вертикали креста: ширина 30 см, высота 80 см, размеры левой части перекладины: ширина 20 см, длина 20 см. Правая ветвь креста смещена, а верхняя часть отсутствует. Толщина древесных остатков составила 9-Ю см, на поверхности обращённой к земле частично сохранились остатки бересты, будто крест был выполнен из берёзовых горбылей.

В западной части площади алтаря был расчищен неповреждённый чернозёмный слой дневной поверхности конца XVI века, уровень которого соответствовал уровню зафиксированному при обнаружении белокаменной надгробной плиты. В восточной части, прилегающей к апсиде, чернозёмный слой оказался нарушенным, с северной стороны под чернозёмным слоем на глубине 30-40 см. в песке было обнаружено шесть плиток размером 22x15,3x4,2 см. (Фото 17,18). Компактно расположенные, без определённого порядка, плитки из обожжённой смеси белой и красной глины. Похоже, что откопанные плитки не были в употреблении. Зачистка площади под найденными плитками выявила песчаный материковый грунт. На этом исследование площади внутри южного придела было приостановлено.
Раскопки были продолжены на площади южной галереи.

Болдинский монастырь фото

Фото 16. “Вток” из захоронения № 5

Болдинский монастырь фото

Фото 17. Остатки деревянного креста в алтаре, плитки из смеси белой и красной глины

Болдинский монастырь фото

Фото 18. Плитка из смеси белой и красной глины.

Съём грунта в юго-восточном углу (Фото 19) выявил рядом с ранее упомянутым захоронением женщины с ребёнком (№ 12 и № 12а), колоду захоронения № 13 (Рис. 3). Расчистка погребения показала, что в этом месте был захоронен мужчина, причём голова погребённого находилась на большемерном кирпиче (Фото 19, 20). В левой руке погребённого были обнаружены фрагменты небольшого (высота 45 см, верхний диаметр 56 см, а нижний 26 см) оловянного сосуда - “слезницы”, ноги были обуты в кожаные тапочки. Глубина захоронений № 12 и № 13 составила около 120 см. от уровня пола галереи. От уровня вскрытых захоронений до уровня дневной поверхности на период закладки собора порядка 5 см., но дальнейшее исследование этой площади не производилось. Предстояло освободить территорию галереи от ранее выявленных склепов (Рис. 3).
В склепе у южной стены галереи (погребение № 14) было расчищено мужское захоронение с хорошо сохранившимся одеянием на верхней половине тела довольно большого размера (Фото 21) и кожаными тапочками на ногах. В спрессованных складках одежды был обнаружен деревянный четырёхконечный крестик высотою 53 мм., шириною 30 мм, В верхней части креста деревянное “ушко”, а в поперечной перекладина креста сквозное отверстие. Крестик украшен резными изображениями: распятия Христа на одной стороне и Богородицы с младенцем на другой (Фото 22). В основании верхней ветви креста, над образом Богородицы, вырезаны буквы “МПФ”. Захоронение в склепе было на 30 см глубже, чем глубина захоронений № 12 и № 13, т.е. на глубине 150 см. от уровня пола галереи. Под захоронением № 14 были обнаружены остатки (берцовые кости и череп) захоронения, по всей вероятности, нарушенного при сооружении склепа. Рядом с останками нарушенного захоронения был найден фрагмент (4x5 см) от вязаной одежды. При продолжении раскопа, с целью определения глубины заложения фундамента галереи, на глубине 280 см. от уровня пола галереи был выявлен контур тлена колоды захоронения № 15 (Фото 23). Глубина закладки фундамента от уровня пола галереи составила 260 см, что соответствует глубине от уровня дневной поверхности на период закладки собора - около 140 см. Около фундамента галереи были обнаружены фрагменты захоронения, нарушенного при закладке фундамента. Полученные результаты показали, что до постройки собора в этом месте также как и на площади, занятой южным приделом, было кладбище.

Болдинский монастырь фото

Рисунок 3. Реконструкция плана южного придела и южной части галереи Троицкого собора конца XVI века с планом захоронений

Болдинский монастырь фото

Фото 19. Раскоп в Юго-восточном углу южной галереи (захоронения № 12 и № 13)

Болдинский монастырь фото

Фото 20. Захоронение № 13

Последнее захоронение (№ 16) было вскрыто при разборке склепа у южной стены собора в узкой части южной галереи (Рис. 3). Склеп был завален битым кирпичом, перемешанным с грунтом, практически до глубины расположения захоронения (140 см. от уровня пола галереи). В погребении были обнаружены кожаные тапочки с тупым носом, чем наглядно отличались от погребальной обуви других захоронений. На этом, 25 августа 2001 года, раскопки были приостановлены, так как до наступления холодов предстояло укрепить открытую цокольную часть галереи.

Для обеспечения работы с цокольной частью галереи были разобраны, сохранявшиеся на высоту до одного метра, южная и западная стены храма 1879 года, а также стены его тамбура (крыльца) с западной стороны (Фото 24). При этом был открыт цоколь юго-западного угла и стены галереи, идущей вдоль западной стены Троицкого собора. В процессе разборки стен храма, было очищено более 60-ти большемерных кирпичей, обтёсанных с радиусом 65-70 см., и не меньшее количество стёсанных на угол около 135°, использовавшихся, по всей вероятности, в кладке разобранных столбов галереи конца XVI века.

Болдинский монастырь фото

Фото 21. Рубаха из захоронения № 14

Болдинский монастырь фото

Фото 22. Резной деревянный крестик из захоронения № 14

Болдинский монастырь фото

Фото 23. Контур тлена колоды захоронения № 15

На освобождённом от закладок XIX века основании галереи был выявлен профиль цоколя на внешней стороне и пилястры, определявшие места расположения столбов. Был расчищен также канал от сгнивших дубовых связей. В октябре 2001 года, после заведения металлических связей и бетонирования каналов, откопанная часть цоколя, для обеспечения лучшей сохранности, была восстановлена (Фото 25).

Болдинский монастырь фото

Фото 24. Разборка стен храма 1879 года

Болдинский монастырь фото

Фото 25. Укрепление цоколя галереи кон. XVI века

На этом работы по натурному изучению южного придела и юго-западной части галереи Троицкого собора были приостановлены.

 

3. Анализ результатов археологических раскопок

Для полноценного осмысления материалов, полученных в результате раскопок, представляется целесообразным в первую очередь попытаться вписать их в контекст известных письменных и графических материалов по истории Болдина монастыря.

Обретение мощей прп. Герасима отлично подтвердило строгость следования монастырским традициям и преданиям, не смотря на многие годы лихолетья в истории обители. Результаты раскопок погребения Преподобного дали дополнительные факты бережного отношения к месту погребения святого. При закладке фундамента Троицкого собора, почти через сорок лет после погребения прп. Герасима, его захоронение с достаточно высокой точностью было “вписано” в северо-западный угол небольшого по площади (около 20 м2 без алтарной части) южного придела.

Из письменных источников известно ещё две персоны, которые были захоронены поблизости от Преподобного Герасима.

Это местночтимый Святой - Аркадий Дорогобужский, о котором известно только, что он подвизался в конце XVI века в Болдине монастыре и похоронен в южном приделе Троицкого собора (JI. З, Л. 4). Ни Жития, ни икон с изображением прп. Аркадия не известно, не упоминается он и в текстах “Жития” прп. Герасима. Скорее всего, его иноческие подвиги относятся ко второй половине XVI века и хранились в устных монастырских преданиях, на основе которых и был включён он в справочные издания по истории Русской церкви в XIX веке.

Вторым является боярин Яков Андреевич Салтыков. В списке Жития Преподобного Герасима из собрания Погодина, хранящегося в РНБ, одна из глав называется “Сказание вкратце о Сверковом монастыре и о боярине о Якове Салтыкове” (Л. 9). В этой главе говорится о том, что государев боярин и воевода Яков Андреевич Салтыков, владел Сверковыми Луками, что “...от Болдина монастыря сорок вёрст, а от Дорогобужа сухим путём тридцать вёрст вниз по реке Днепру", а прежде, в литовское время, там был монастырь. Боярин, выезжая на охоту, останавливался на ночлег с собаками в бывшей трапезной. Преподобный Герасим укорял боярина за нечестивость и испросил у царя Иоанна Грозного повеления возобновить монастырь. Благие дела Преподобного преобразили боярина. По преставлению преподобного оставил он мир и принял постриг в Болдине монастыре. "Поживе же в добре исповедании и преставися с миром, и погребен быстъ близ гроба преподобного Герасима чюдотворца" .

Если о месте погребения преподобного Герасима свидетельствовала Рака, то другим материальным свидетельством о захоронении в южном приделе, которое удалось обнаружить нам, является белокаменная надгробная плита. На месте захоронения прп. Герасима, на уровне земли древнего кладбища, не сохранилось каких - либо знаков, поэтому не следовало ожидать и выделения места погребения прп. Аркадия.

Место же захоронения боярина Якова Салтыкова вполне могло быть отмечено белокаменной плитой. Как следует из результатов раскопок (Рис. 2), надгробие расположено над средним (№ 7) из трёх лежащих близко захоронений. Если предположить, что одно из указанных трёх захоронений - есть погребение Якова Салтыкова, то оно должно быть самым ближним к прп. Герасиму, т.е. это захоронение (№ 3). Конечно, надгробная плита и могла быть положена над погребением № 3, а немного смещена для более центричного расположения лишь при закладке южного придела собора.

Самым веским аргументом о принадлежности надгробия определённому лицу могла бы служить верно прочтённая надпись на нём. Однако, известный из литературных источников год смерти Якова Салтыкова -1571 г. (Л. 10), без числа и месяца, не попадает в реконструированную нами возможную дату преставления (9.02.1572-1581 гг.) Можно, конечно, предположить, что при исчислении года смерти Я.Салтыкова ранее не был учтён месяц преставления. Ведь в случае преставление в период сентябрь-декабрь записанное на надгробии число могло быть пересчитано и как 1571. Следствием ошибки могла быть и людская память, так как надгробие с конца XVI века не было доступно взорам.

Совершенно чётко принадлежность надгробия могло бы определить слово, написанное после слова “ПРЕСТАВИСЯ”, прочитанное как “ФИЛЕТИЯГО”. Однако в святцах такого имени нет, неизвестно нам и с каким именем принял Яков Салтыков постриг в монастыре. Обращает внимание в рассматриваемой надписи то, что после слова “ПРЕСТАВИСЯ” нет в надписи обычного словосочетания - “РАБ БОЖИЙ”.

Ключ к правильному прочтению рассматриваемого слова, по видимому, следует искать в текстах двух списков “Жития” преподобного Герасима, хранящихся в Российской Государственной библиотеке. Оба текста, как показано в Л. 9, более поздние списки (первый список сделан не позднее первой четверти XVII века, а второй в 1686 году) с различных протографов “Жития”, составленного, как указано во второй рукописи, настоятелем монастыря Антонием. Год вступления Антония в должность настоятеля Болдина монастыря неизвестен, но известно, что занимал он этот пост до ноября 1585, когда состоялась его хиротония в епископа Вологодского и Великопермского. В обоих указанных списках “Жития” нет упоминания о Якове Салтыкове, что может свидетельствовать о появлении текста “Жития” до его преставления (т.е. до 1571 г.) Таким образом, “Житие” Антонием было написано до вступления в должность настоятеля, либо в первые годы его служения на этом посту. В тексте первого списка на листе 169 есть следующие слова: “...БУАГО И ДИВИАГО ЗВЪРА ОБУЗДАВШЕ”, а на листе 176 написано: “...ЗРИТЪ ПРАМО СЕБЕ ДИВИАГО ЗВЪРА”. Во втором, более позднем списке, в текст с листа 176 была внесена правка: “... ЗРИТЪ ПРАМО СЕБЕ ДИВНОГО ЗВЪРА ”. Приведённые выписки говорят о том, что в протографах рассматриваемых списков а, следовательно, и в стенах Болдина монастыря использовались прилагательные с окончанием на яго, которые не были понятны не только в более позднее время, а, возможно, и современникам за стенами обители. Появление же непривычного слова на надгробии в период, когда настоятелем в монастыре был Антоний, вполне объяснимо.

 

стр.  1 - 2 - 345

 

<< назад