Житие Преподобного Герасима Болдинского (стр 8)

Страницы  1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

Праведный Герасим подавал собою пример всем, кто окружал его: ночь он проводил в слезной молитве, день - в беспрерывных трудах и заботах. Он молол зерно для монастырской хлебопекарни, пек хлеб, на своих плечах носил воду и дрова, варил для братии сочиво, мыл для нее одежду и готовил обувь. Измученный и усталый от беспрерывных трудов, святой, вместо отдохновения и сна, становился на молитву. Когда силы совсем изменяли ему, он, стоя или сидя, погружался в тихий, кратковременный сон и потом снова принимался за молитву или труд. Он принимал пищу только раз в день и та состояла из одного хлеба и воды. Постоянный, бескорыстный труд и беспрерывное молитвенное памятование о Боге очистили душу Герасима от слабостей и недостатков, как огонь очищает золото от всякой примеси. Преподобный отличался ангельским незлобием в обращении с братией и богомольцами, являвшимися в обитель. В его присутствии делалось легко и приятно самой озлобленной душе, как бы глубоко ни опустилась она в болото греха. От его лика исходил тот невидимый и неуловимый свет, благодаря которому раз узревший Преподобного никогда не мог забыть его. Его кроткое, полное евангельской любви, слово звучало так отрадно, стройно и возвышенно, что в скорбящей душе постепенно улегались волнения, страсти и нечистые порывы. Как сильный дождь вмиг смывает с дерева пыль, навеянную неделями и месяцами, так лицезрение Преподобного смывало с души каждого всю грязь греха и пороков. И стали в обитель Герасима тянуться один за другим страждущие и обремененные как из бедных хижин народа, так из блестящих палат знати. И никто не уходил от Преподобного без того, чтобы его горе не утешалось, печаль не уменьшалась и сердце не размягчалось. И полились пожертвования в бедную обитель близ речки Болдины, и начала подниматься и развиваться она, как утверждается, поднимается и зреет росток под влиянием вешнего солнца и живительной влаги.

Святость и богоугодность преподобного Герасима не могли утаиться ни от братии, подвизавшейся вместе с ним, ни от людей, бывших вне монастыря, благодаря чудесам, которые стали совершаться им еще при жизни. Так, скоро по построении обители, неизвестные путники украли двух лошадей, выращенных Преподобным и братией для разных монастырских нужд. Брат, приставленный смотреть за лошадьми, долго искал их и, не нашедши, впал в великое уныние, боясь показаться на глаза преподобному Герасиму нерадивым слугой. Преподобный, заметив уныние инока, сказал ему: «Не унывай, вспомни Иова праведного, который говорит: Господь дал, Господь и взял, да будет благословенно Его Святое имя. (Иов. 1, 21)». Слыша эти слова, инок подумал, что кто-нибудь уже возвестил Преподобному о пропаже, упал к ногам его и просил прощения в своем нерадении. Когда Преподобный ласково простил его, он молил, чтобы ему позволено было отправиться в погоню за похитителями. Но Преподобный ответил: «Брат, гонящий бежащаго не постигнет, бежащий же гонящаго постигнет вскоре» (I, 5). Инок не понял слов Герасима, но чрез три дня они в точности исполнились: сами воры воротились в обитель и привели лошадей, украденных у Преподобного. Прибыв в монастырь, они пали к ногам Герасима и молили его простить им их грех: «Украв твоих лошадей,- говорили они,- мы три дня и три ночи пытались уехать на них из этих мест и не могли; измученные голодом, мы уразумели, наконец, что твоя молитва не отпускает нас с похищенным у тебя; возьми свое и отпусти нас Бога ради». Преподобный вразумил их, чтобы они снискивали себе пропитание честным трудом, дал им все необходимое для пути и отпустил с миром.

Когда Преподобный достаточно устроил свой монастырь при речке Болдинке, приучил братию к иноческим обычаям и послушаниям, он предпринял путешествие в Переяславль Залесский, в Даниилов монастырь. Не одно желание видеть братию, вместе с которой он начал свои иноческие подвиги, влекло Герасима в Переяславль, а и нужда - прибрести для новоустроенной обители иноческий устав и некоторые богослужебные книги. По своему обычаю, он отправился пешим («на конях никогда не ездил до скончания жизни своей», замечает по этому поводу жизнеописатель), а три инока, сопровождавшие его, ехали на лошади и «далеко отстали» от Преподобного. Во Владимирской земле, недалеко от Переяславля, на Герасима в одной деревне набросились собаки; хозяева не только не удерживали их, но еще со смехом и злорадством натравляли их. Преподобный должен был остановиться, к нему подоспели его иноки на лошади и стали укорять жителей деревни за их бесчеловечие и жестокость. Герасим запретил инокам порицать жителей, говоря: «Дети мои, оставьте их, ведь не ведают что творят», и обратился к обитателям деревни со словами: «Увидите, как не от плотей наших насытятся псы ваши, но от скотов ваших; смех этот превратится вам в плач». Жители деревни стали поносить Преподобного, который втайне помолился, чтобы Господь не вменил им греха сего и отправился с учениками своими в дальнейший путь. Скоро по удалении Преподобного, сбылись вещие слова его: весь скот в деревне, насмеявшейся над святым подвижником, пал и жители пришли в сильное уныние. Они вспомнили об обиде, нанесенной ими иноку и стали молить Бога о прощении. Преподобный, пробыв в монастыре «время довольно», возвращался в свою обитель прежнею дорогой и приближался к деревне, так жестоко насмеявшейся над ним. Когда обитатели деревни заметили его, то вышли навстречу с женами и детьми, пали пред ним ниц и со слезами просили прощения за нанесенное ему оскорбление. При этом они возвестили Преподобному, что совершилось точно так, как он предсказал: их скот начал падать и собаки насыщались телами падших животных. Св. Герасим простил жителей, увещевал их никогда не глумиться над иноческим чином и вознес за них к Богу теплую молитву, чтобы умножились скоты их по-прежнему. Спустя некоторое время, Преподобный послал учеников своих иноков в Даниилову обитель по монастырским надобностям и им пришлось остановиться в той самой деревне. Жители приняли их очень радушно, оказывали им великий почет и отпустили со словами: «Поведайте старцу вашему о нас, как даровал нам Бог, его молитвами, умножение скота и всякое обилие, больше прежнего» (I,6).

В двух верстах от Болдина монастыря находится озеро, прозываемое Абрамовским, которое во времена Преподобного имело множество рыбы. Из поселян, осевших около обители, многие ходили на это озеро ловить рыбу. Как кругом монастыря вообще, так и около озера Абрамовского, была лесная глушь, тревожившая воображение людей, которые отправлялись на рыбную ловлю. Им представлялись разные ужасы, воображения, одно другого чернее, теснились в душе и заставляли беспокойно биться сердца, не отличавшиеся ни силой веры, ни простым мужеством. При этом разные неудачи постигали рыболовов, трудившихся на Абрамовском озере: то прорывались сети, то на глазах всех утопал кто-либо, то после ловли рыбы подвергался опасной болезни. Чтобы отвратить эти несчастья и не оставлять лова, многие стали прибегать к волшебству и отправлялись на озеро по совершении разных заклинаний, противных духу Христовой веры. Таким образом озеро и ловля рыбы на нем сделались причиной разных суеверий, с которыми всегда боролась церковь и люди, преданные ей всею душой. Преподобный Герасим долго и пламенно молился Господу, чтобы Он вразумил его, как истребить суеверия, пустившие глубокие корни в умах и сердцах людей простых и некнижных. И Господь Бог, Премилостивый Отец всех прибегающих к Нему, влагает в душу Герасима мысль - пойти на озеро и освятить его. Когда эта мысль укрепилась и созрела в душе Преподобного, он идет вместе с братией в церковь Пресвятой Троицы и совершает молебное пение. После этого он всю ночь, не смыкая глаз, молится Всевышнему, чтобы Он благословил его начинание и оградил Своею мощною десницей заблуждающихся рабов своих. Наутро Преподобный Герасим отправляется к озеру вместе со своими монастырскими ловцами и видит, что оно волнуется, хотя день был ясный и ветра совсем не было. Преподобный, стоя на берегу озера, обращается с горячей молитвой к Господу Сил и в своем молитвенном настроении остается долгое время. Еще не окончилась молитва св. Герасима, как из глубины озера раздались звуки, необыкновенные по своей силе, подобные ударам грома, и пошли, перекатываясь по гребням волн, по реке, протекающей через озеро. Преподобный не переставал молиться... и вдруг на озере воцарилась гробовая тишина; ловцы, по приказанию святого, закинули сети и поймали множество рыбы. С того времени никогда ужас не теснился в души ловцов: спокойно и бестрепетно совершали они свое дело, точно в памяти народной не связывалось с озером никаких тяжелых преданий. Молитва Преподобного навсегда избавила людей от суеверного страха.

[стр. 8]

Страницы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

 

<< назад

официальный сайт города Дорогобужа

logo

 

Баннер

На правах рекламы

Ремонт ноутбука для сада можно купить тут.