Житие Преподобного Герасима Болдинского (стр 7)

Страницы  1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

Сотворив, по обычаю своему, продолжительную и горячую молитву к Богу, единственной защите в глубине немого леса, Преподобный начал устраивать себе «келейцу малу». Пока строилась его келейца, он нашел гостеприимный приют под кровом дуба, который рос на возвышении, посреди поляны. По мере того, как подвигалась его постройка, все большие и большие огорчения сыпались на одинокую его голову. Окрестные жители, встревоженные тем, что в соседстве с ними селится неизвестный человек, занимает их место и уменьшает их владение, начали делать ему разные «пакости». «И эти злые люди, - говорит жизнеописатель,- видя, как вселяется Преподобный на свое место, возненавидели его больше прежнего, много зла творили ему, хотели изгнать святого, называя это место своим и приходили на Преподобного с оружием, одни били его безжалостно, другие хотели его оружием посечь, иные заколоть, иные огнем сжечь, а иные, связав его крепко, влачили по земле, желая утопить в озере, и другое бесчисленное зло творили ему» (I, 3). Более благоразумные из ненавистников Преподобного, не желая совершать над ним суд и расправу своими руками, считали за лучшее обвинить его пред наместником Дорогобужа и добиться, чтобы он удалил Герасима из Дорогобужских пределов. Взяв с собой дары, они принесли жалобу наместнику на подвижника; наместник распорядился, чтобы отправлены были люди привести Герасима.

Посланные связали Преподобного и с ругательствами и побоями привели его к наместнику, который без особенных разбирательств порешил заключить подвижника в темницу. Преподобный, не стараясь доказать своей невинности перед неправедным судьей, молился Всевышнему Судье - Богу, чтобы Он избавил своего раба от этой новой напасти. И Господь не замедлил ответить на молитвенный вопль подвижника. В то время, как он поруганный и избитый еще стоял в судной избе, к Дорогобужскому наместнику приехал посланник московского царя. Увидев Преподобного, он поклонился ему до земли и попросил его святого благословения, так как неоднократно встречал Герасима в Москве у царя и хорошо знал его. В то время в Москве был царем и великим князем Василий Иоаннович, у которого учитель Преподобного - Даниил Переяславский крестил сына, впоследствии Грозного царя. Между восприемником и Василием Иоанновичем всегда были сношения, и Герасим, самый любимый ученик Даниила, часто бывал в Москве с разными поручениями от своего учителя к князю. Поэтому Герасима хорошо знали как сам великий князь, так и все его бояре и очень почитали его за его чистую и праведную жизнь. Наместник пришел в ужас при виде того почета, какой воздавал поруганному подвижнику царский посланный и обратился к последнему с просьбой рассказать, кто был Герасим. Когда посланный сообщил наместнику о богоугодной жизни Герасима, неправедный судья пал к ногам святого и молил его о прощении: «Прости меня, Бога ради, за злодеяние, совершенное мною в неведении». Преподобный с кротостью ответил: «Бог да простит тебя, господин, это не твое дело, но общего врага нашего спасения - диавола, ненавидящего все доброе в человеке» (II, 8). Получив прощение и благословение от Преподобного, наместник позволил ему жить, где он хочет, без всякого страха и опасения от врагов-поселян. Он одарил Преподобного милостыней и издал распоряжение, чтобы окрестные жители никогда и ни в чем не обижали отшельника. В последующее время он часто посылал Преподобному подаяния, лично посещал его и до самой смерти сохранял к нему благоговение и любовь.
Суд над преподобным у Дорогобужского наместника привел не к унижению, как рассчитывали враги, а к прославлению имени Герасима. Весть о том, как наместник просил прощения у отшельника, как перед ним пал на землю посланный великого князя, как смиренный Герасим известен даже и в Москве своею чистой и святой жизнью, быстро облетела окрестные селения.

К Преподобному после того, как он безбоязненно начал жить на новоизбранном месте, стали отовсюду стекаться люди, просившие его принять их и руководить ими на пути к вечной жизни. Герасим с радостью принимал всех, желавших исправить свою жизнь и послужить Богу, Которого он так пламенно любил. Когда собралось довольно братии, Преподобный, вместе с нею, устроил часовню, поставил необходимое количество «кущей» (шалашей) и начал думать об устройстве храма. Мысль устроить храм он поведал братии, которая ответила ему: «Бог вразумил тебя на это доброе дело, Он да будет тебе помощником, честный отче!» Герасим и живущая с ним братия отправляются в часовню и возносят к Богу горячие мольбы, чтобы исполнилось их заветное желание - иметь , храм для служения в нем Богу и совершения таинств.

С посохом в руке и котомкой за плечами, призвав на свой путь благословение Божие, Преподобный отправился пешком в Москву бить челом великому князю о дозволении построить монастырь. Он был милостиво принят великим князем, получил разрешение на устройство обители и ему приказано было отпустить из великокняжеской казны «необходимое на создание монастыря» (II, 3). По прибытии к своей братии, Преподобный вместе с нею немедленно пошел в часовню воздать благодарение Господу, что все устроилось так быстро и легко. Теперь уже ничто не препятствовало понемногу, с помощью Божией, воздвигать обитель: было разрешение от царя, были даны благочестивым царем и средства на устроение обители. Сотворив по обычаю молитву и призвав на будущую обитель милость Отца Небесного, иноческое братство, под руководством Герасима, принялось рубить лес и носить его на плечах к месту построек.

Был воздвигнут храм во имя Живоначальной Троицы, придел во имя Преподобного отца нашего Сергия Радонежского Чудотворца и необходимое число келий. Новосоделанный храм был освящен 9 мая 1530 года. Весть об устройстве обители в Дорогобужских пределах как молния облетела окрестности и отовсюду стали сходиться к Преподобному люди, желавшие вместе с ним служить Единому Истинному Богу. По примеру своего учителя - старца Даниила, Герасим указывал новоприходившим, что жизнь в монастыре новом и неустроенном полна нужды и лишений. «Видите, братья,- говорил Преподобный,- место это пусто, отовсюду скорбно, чего ни помяни - нет, как можете набраться терпения на предстоящие скорби?» (I, 4). Когда и после этих увещаний новоприбывшие не оставляли мысли трудиться вместе с Преподобным, он принимал их с неизреченною радостью. Так мало-помалу умножалось братство в обители; стала заметна нужда в новых кельях, которые строились из деревьев, нарубленных в окрестном лесу и принесенных в обитель на плечах тружеников-братий. Спустя немного времени явилась нужда в теплом храме с трапезою, который и был выстроен в память Введения во храм Пресвятой Богородицы.

[стр. 7]

Страницы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

 

<< назад