Житие Преподобного Герасима Болдинского (стр 6)

Страницы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

У подвижника не было самого необходимого: пищи, одежды, обуви, защиты от зверей и непогоды. Обратиться за этим было не к кому, потому что святого встречали враждебно недобрые люди, бродившие и жившие на окраинах леса. Одна надежда была на Всемогущего Бога, который одевает всякий цветок в поле, питает самых малых птенцов, без воли которого не падет и волос с головы человеческой. К Богу - защитнику всех труждающихся, обремененных, придавленных гнетом обиды и недостатка, и обращается Герасим с горячей молитвой. В тиши уединения, среди безлюдного леса, вдали от шума и борьбы, наполняющих обыденную жизнь, под кровом звездного неба, при виде опасности, молитва Преподобного приобретает особенную силу и мощь. Любвеобильный Отец всех внемлет пламенным мольбам своего верного раба и посылает ему чудесное избавление от нужды. По особому вдохновению свыше, Преподобный ставит при дороге кузов для сбора милостыни, которая могла бы избавить его от голодной смерти. В свободное от молитвы время, он сам садился при пути, чтобы обращаться с просьбами о подаянии к мимо ходящим людям. И многие из проходивших по дороге чрез лес клали в тот кузов хлеб, деньги, обувь и одежду, словом все, в чем мог нуждаться отшельник. И всякий, кто подавал Преподобному, его молитвами сохранялся от бед и напастей: путь его был мирен и благоустроен, он не попадал в руки разбойников, не встречался с кровожадными зверями и не терпел никакого вреда. Кто же в бессердечии проходил мимо кузова и не давал подвижнику милостыни, неминуемо терпел наказание: или разбойники нападали на него, или погибали лошади, на коих он совершал путь, или он сбивался с дороги и не доезжал, куда нужно.

Таким образом, при помощи кузовца, поддерживал свою жизнь Преподобный и этот кузовец был единственным его сокровищем: в его убогой хижине не было решительно ничего. От кузовца питался не один Преподобный, но и многие из странников и убогих, которым приходилось путешествовать вблизи места, избранного Герасимом для подвигов. Всякий, кто имел действительную нужду, спокойно брал из кузовца, что было в нем, и совершал свой путь благополучно. Кто же брал без нужды, по жадности, сбивался со своего пути, не мог отойти от кузовца и блуждал около него до тех пор, пока не догадывался и не клал обратно в кузов того, в чем не имел нужды. После этого открывались глаза путника и он спокойно шел, куда ему следовало.

Но не в этом одном выразилась помощь, которую Господь Промыслитель оказывал преподобному Герасиму за время его жизни в глухом Дорогобужском лесу. Преподобный и среди безлюдного леса, населенного одними зверями и птицами, по воле Божьей нашел себе защитника. Вблизи его хижины, на вершине дерева, свил себе гнездо ворон, который, в отсутствие святого, оберегал его жилище. Если зверь, или бродячий человек покушался войти в хижину или приблизиться к ней, ворон поднимал страшный крик и начинал бить крыльями того, кто вздумал бы войти в жилище подвижника. Иногда ворон защищал кузов, поставленный при дороге и так же, как от хижины, отбивал от него нежеланных гостей. Один из окольных жителей, по прозванию Куча, зашедши в глубь леса на охоту и приблизившись к кузову Преподобного, был свидетелем, как храбро ворон защищал имущество св. Герасима. Одновременно с Кучей к кузову подходил с другой стороны голодный медведь; испуганный Куча влез на дерево, чтобы спастись от зверя. Медведь приблизился к кузову и хотел воспользоваться пищей, которая была там, как вдруг вылетел из ветвей дерева ворон, начал кричать и бить по голове зверя, отгоняя его от пищи инока. Медведь с упорством, несколько раз, подходил к кузову и всякий раз ворон удерживал его, ударяя его по голове своими крыльями и страшным криком приводя зверя в смущение. И зверь должен был уйти от кузова назад в глубь леса, не утолив своего голода.

Постройк в Болдинском монастыре

Болдинский Свято-Троицкий монастырь (фото 2002 года)

По прошествии двух лет со времени поселения Преподобного при Московской дороге в Дорогобужском лесу ему было видение, когда он однажды в глубокой ночи совершал свои моления. Преподобный ясно услышал невдалеке от своей хижины в высшей степени приятный и стройный звон как бы множества колоколов, искусно подобранных один к другому. Сначала подвижник не придал значения этому, но когда благовест повторился в следующие две ночи, он задумался, что бы могло значить это явление. Вставши рано утром и осенив себя крестным знамением, Преподобный отправился в ту сторону, откуда в ночной тиши раздавался звон, когда он стоял на молитве. Идя все в одном направлении по лесу, Герасим прибыл на место, поразившее его своей красотой и как бы нарочно приготовленное для поселения среди недоступного и непроходимого леса. Место это представляло из себя довольно большую поляну: на одной стороне её извивалась речка, позднее получившая название Болдины. Середина поляны была гладка, суха, возвышенна, как бы приподнята; от этого возвышения к речке местность спускалась отлогим скатом. На возвышении рос величественный дуб, разделявшийся вверху на три мощные ветви, до того густой и покрытый листвой, что капли дождя не могли промочить человека, который пожелал бы укрыться под его сенью. Эта поляна с речкой и могучим дубом, окаймленная густым девственным лесом, весьма понравилась отшельнику, и он решил устроиться здесь навсегда*.

 

---
*Примечание. Прибитие Преподобного на это место, где и поныне находится Болдин монастырь, относится, как видно из обоих житий, к 1530 году. В 1528 году, сказано в житиях, Преподобный впервые поселился при Московской дороге, ближе к Дорогобужу, где и прожил два года. Через два года он передвинулся и приютился под ветвями дуба, который по настоящее время находится среди монастыря при особой часовне. Следовательно, принимая поселение св. Герасима на описанном месте за основание монастыря, нужно признать, что оно совершилось не в 1528 году, как думают вслед за Амвросием и Строевым все исследователи, а два года позже, именно в 1530 году.

 

[стр. 6]

Страницы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

 

 

<< назад