Житие Преподобного Герасима Болдинского (стр 5)

Страницы  1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

Прибытие пр. Герасима в окрестности Дорогобужа и основание Болдиной обители

По уходе из Даниилова монастыря, Преподобный долго искал места для своих святых подвигов. Он побывал во многих пустынных местах, посетил немало глухих дебрей и лесов, пока не пришел в окрестности Дорогобужа 25 марта 1528 года. В то время около Дорогобужа на большом протяжении земля была покрыта густым дремучим лесом, через который шла Московская дорога. Только здесь на этой дороге и можно было видеть присутствие человека, в глуши же леса свободно бродили звери и пресмыкались ядовитые змеи, никого не боясь и не стесняясь. По сторонам дороги были притоны разбойников, которые грабили и убивали путников, вынужденных проходить или проезжать этой безлюдной местностью. Здесь, невдалеке от Московской дороги, Преподобный поставил себе «хижину малу» и начал подвижническую жизнь в тишине и безмолвии, удаленный не только от человеческих взглядов, но и от людского жилья. Один, среди глухого леса в своей убогой хижине, ничем не защищенной ни от зверей, ни от злых людей, Преподобный стал испытывать ужас. Его душу начали осаждать разные видения, которые вызываются страхом и являются неизбежными его спутниками. От тяжести этих видений и призраков мог заколебаться даже такой сильный дух, каков был у Преподобного, если бы его не подкрепляла спасительная сила молитвы. Чем страшнее становилось ему от одиночества, безлюдья, глуши, рева голодных зверей, тем пламеннее он молился Всевышнему и усерднее осенял себя крестным знамением.

Надежда на любовь, милосердие и помощь от Бога была его единственным подкреплением. С ним не было ни одной разумной души, никто не пришел бы к нему, если бы он стал звать на помощь, не протянул бы участливо руку, если бы ослабели его собственные силы. Один Бог и Его святая воля были защитой для подвижника, только к Господу Сил он мог взывать о помощи, только Его сильная десница могла отстранить от него ужас и напасти. К этим опасениям и страху не замедлили присоединиться другие бедствия, в которых должна была укрепиться душа Подвижника. По наущению виновника всего злого - дьявола, на отшельника стали нападать разбойники, которые видели в нем человека, бывшего для них живым укором за их нечистую и порочную жизнь. «Однажды,- замечает жизнеописатель,-проходившие мимо свирепые люди, не боящиеся Бога, ругались на Преподобного, зло били и влачили его» (II, 2). Дорогобужский край был рубежом между Польшей и Русью и в нем было немало людей, которые не принадлежали ни тому, ни другому государству. Это были скитальцы, жадные до одной добычи, свирепые, не знавшие законов и не боявшиеся ни суда Божьего, ни суда человеческого. Для таких грубых и жестоких людей было удовольствием мучить отшельника, который своими подвигами громче воинской трубы возвещал о другой жизни за гробом, о суде и воздаянии, о кротости и смирении. Людям, которые стремились к одним благам этой непостоянной жизни и только ими одними дорожили, была не по нраву святая жизнь Герасима. На Преподобного воздвигали гонение и поселяне, которые жили на окраинах леса. Считая лес своей собственностью, они видели в Преподобном чужанина, который, поселившись в их пределах, пожалуй, станет спорить с ними из-за владения землей. Не понимая, что Преподобный, живя на земле, был чужд всему земному, они сочли его своим врагом, своим соперником, способным отнять или уменьшить их права. Чтобы прогнать его с занятого места, они издевались над ним, били его, связывали его веревками и даже покушались утопить его.

Но святой все сносил с терпением и без ропота. В этих гонениях, поруганиях и побоях он видел испытания, которые укрепляют веру в Бога, надежду на Его помощь и вселяют охлаждение ко всему земному, греховному. Бешеные волны, обрушиваясь на непоколебимую скалу, не приносят ей вреда, а, наоборот, полируют и шлифуют ее. Так и преследования злых людей нимало не потрясли могучего духа отшельника, а скорее закалили его и сделали твердым подобно алмазу. К гонениям присоединилась страшная нужда из-за безлюдности места и удалению от человеческого жилья.

[стр. 5]

Страницы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

 

<< назад