Житие Преподобного Герасима Болдинского (стр 1)


Издано трудами настоятеля Болдина монастыря архимандрита Андрея в 1983 году, переиздано трудами настоятеля Свято-Троицкого Болдина монастыря архимандрита Антония в 2002 году, в электронном виде подготовлено и опубликовано редакцией сайта Дорогобужа [dorogobug.ru]


Страницы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

Предисловие

Ни одна сторона нашего обширного Отечества не страдала так часто и так сильно от нападения врагов, как нынешняя Смоленская губерния. На заре нашей истории она была рубежом между Русью и Литвой и, при столкновениях между ними, первая принимала на себя удары врагов. В 1396 году по P. X. Смоленская земля с ее православным русским населением была завоевана Литвой и вошла в состав Литовского княжества. С этого времени открылась особенно упорная и продолжительная борьба из-за Смоленска и смежных городов у русских князей с литовскими. Одни стремились во что бы то ни стало вернуть свою коренную землю, а другие удержать ее за собой. Это было причиной горячих по тому времени столкновений Руси с Литвой под Мстиславлем, Вязьмой, Дорогобужем и другими окольными городами. Многие из холмов и курганов по пути от Смоленска на восток и запад являются могильными памятниками, под которыми тлеют кости русских и литвян, нашедших смерть в этих сражениях. Борьба за Смоленскую область стихла и то лишь на время: в 1522 году, когда было заключено перемирие, оставившее Смоленск во владении великих князей московских. Едва настало затишье после страшных воинских бурь, едва смолкли бранные клики и земля просохла от крови, как Господь послал избранника своего устроить в Смоленской области пристань мира и безмятежия. В 1528 году смиренный инок, по имени Герасим, жаждавший тихой уединенной молитвы, поселился в диком лесистом месте недалеко от Дорогобужа возле Московской дороги и начал свои подвиги. Через два года по прибытии он подвинулся далее от Дорогобужа, облюбовал себе убежище и устроил свое бедное жилище. Молва о его подвигах и праведной жизни скоро вызвала удивление у всех и собрала около него людей, желавших вместе с ним и под его руководством идти по пути спасения. Образовалось иноческое братство, были построены кельи и часовня и стали совершаться, по заповеди апостола, молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки (1 Тим. 11, 1). Так волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы: где слышались враждебные клики сражавшихся, раздались священные песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества. Если бы занести на страницы истории те мысли и чувства, которые возбуждались в русских людях при виде обители, как назидательны были бы эти страницы! Они сказали бы нам, что эта обитель много послужила делу мира и объединения нашей родины

 

Рака с мощами Преподобного Герасима

Рака с мощами Преподобного Герасима

Новоустроенная обитель, получившая название Болдиной [см. статью о Болдинском монастыре - прим. редактора сайта], призвана была оказать особенно важные услуги Смоленской области. Через каких-нибудь 70 лет по основании Болдиной обители пришлось испытать тяжелые удары, направленные поляками против многострадальной области. В скорбные времена «ляхолетья» обитель пр. Герасима вместе с соседними церквами и монастырями была поругана и ограблена своевольной и развратной шляхтой, осаждавшей Смоленск. Униженная и разоренная, она, по взятии поляками Смоленска в 1611 году, была причислена к польским владениям и отдана в полное распоряжение иезуитам. Эти завзятые враги православной церкви пустили в ход все, чтобы довести Болдинский монастырь до крайней степени падения, и труды их не остались втуне. Хотя при царе Алексее Михайловиче обитель и была возвращена России, но долго не могла оправиться от погрома, нанесенного смутным временем и господством иезуитов. Наконец, в недавнее время, в памятную Руси годину разорения, обитель пр. Герасима снова испила горькую чашу страданий от французов, направлявшихся к сердцу России Москве. Несмотря на эти несчастья и невзгоды, пережитые св. обителью, она и доселе сохранилась на память и вразумление истинным чадам Христовой веры. Она напоминает собою исповедников Христовой церкви, которых тираны присуждали к казням и мукам, не зная того, что кровь страдальцев была для верующих благодатным обетованием и залогом новой лучшей жизни. И кто знает, быть может пламя войны еще не раз коснется священных стен Болдиной обители, но она выдержит все напоры враждебных сил и не только сама сохранится невредимой, но всегда будет возбуждать и поддерживать падающих, труждающихся и обремененных. И сбудутся над ней слова Боговидца Давида: «Я был молод и состарился и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36, 25). Хотя Господь Бог видимо хранил наследие пр. Герасима, однако указанные бедствия не прошли бесследно для обители, как проходят над засеянными полями легкие тучки, не орошая, но и не повреждая их. Напротив, с нею было то, что часто случается на поле брани: воин получает тяжелые раны в пылу битвы за родину и падает в изнеможении, не имея сил поднять руку для своей защиты. В это время его враг, как коршун, налетает на него и, пользуясь бессилием пораженного, уносит его оружие, трудовые деньги, одежду и вместе с ней письма, подарки дорогих людей, словом все ценное и святое для раненого.

 

[стр. 1]

Страницы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

 

<< назад