Церкви Дорогобужа

18.01.2011

Роль и значение церквей в былые времена были огромны. Они были центром, вокруг которого вращалась повседневная жизнь и весь мир горожан с рождения до смерти. Население города делилось на приходские общины, каждая из которых имела свою церковь. Обычно жители нескольких улиц, примыкающих к церкви, и составляли ее приход. Прихожане 
содержали всех священнослужителей своей церкви, строили новую церковь, когда старая приходила в ветхость. Церковь определяла роль и место человека в обществе, государстве, отношение к происходящему в обществе, стране и в мире, заботилась о воспитании духовности и добродетели человека. Таким образом, православная церковь задавала ориентацию человеку в мире и в обществе. Кроме того, церковь задавала ориентацию и во времени. Весь год делился на череду церковных праздников, каждый из которых нес, помимо религиозного, и большой житейский смысл: начало зимы, встреча весны, начало сбора урожая, время созревания плодов и т.д.. Церковь освящала все важнейшие этапы жизненного пути человека: рождение, свадьба, смерть. Церковь была и центром духовной культуры, искусства. Внешний вид храма, иконы, росписи стен, церковное пение, одежды священников, церковная утварь - все это было миром возвышенной красоты, резко выделявшимся на фоне обыденной жизни.

Самая первая церковь в городе, видимо, была построена вместе с основанием города на детинце (Валу). Некоторые данные археологии позволяют предположить, что эта церковь в конце XII века - начале XIII века была уже каменной и, вероятно, носила имя Святых Великомученников князей Бориса и Глеба. В последующие времена эта церковь была разрушена, и уже в XVII веке на детинце находится деревянный шатровый Борисоглебский храм. В конце XVII века - начале XVIII века в городе дейсвовали три монастыря: Архангельский (за рекой Ордышкой, в районе ул. Исаева), Дмитровский (Дмитровский вал), Покровский женский (в центре города, между Днепром и сквером). Два первых монастыря прекратили свое существование во время Смоленской войны. (1632-1634 гг.) Дмитриевский монастырь был сожжен в 1632 году, а Архангельский в 1633 году. На их месте были построены приходские храмы. Покровский монастырь был покинут монашками в эпоху Смутного времени. В 1609 году настоятельница Акилина и 15 сестер оказались в Смоленске. Монастырская церковь обращена в приходскую.

Судя по названию башен Дорогобужской крепости, по крайней мере, в XVI веке в городе на посаде были церковь Святых Козьмы и Домиана (предположительно в низовьях Ордышки, на левобережье), Пятницкая церковь (в центре, в районе сквера, где находилась позднее торговая площадь), Спасская церковь (к югу от детинца). Кроме того в исторических документах конца  XVI - начала XVII вв. упомянуты Никольская (в "нижнем городе" Дорогобужской крепости) и Афанасьевская (на правобережье Днепра) церкви. Все эти церкви в XVI - XVII веке были деревянные. В 1716 году в Дорогобуже было 7 приходских церквей: соборная Николая Чудотворца, Покрова Богородицы, Архистратига Михаила Архангела, Преображения Господня, Великомученницы Параскевы Пятницы, Дмитрия Селунского, Афанасия и Кирилла Александрийских. Тут же рядом с ними, находились и приходские кладбища. Позднее, в конце XVIII века, кладбища стали выносить за черту города и строить при них отдельные кладбищенские храмы. К началу ХХ века в городе было, пять кладбищ: Афанасьевское (на правобережье Днепра), Федоровское и Петропавловское (при въезде в город из Ельни), Покровское и Дмитровское (на возвышенности за Святым ручьем, через дорогу друг от друга). В 1930-е годы кладбища стали разорять: вскрывать склепы, стаскивать надгробия и использовать их как строительный материал. Многие надгробные памятники были сняты в первые послевоенные годы, когда их использовали под фундаменты строящихся домов.

Первые каменные храмы, если не считать предполагаемого домонгольского храма на детинце, появились в XVIII веке. В 1703 году началось строительство каменного Духовского (Дмитриевского) храма. Большое строительство каменных церквей началось в Дорогобуже во второй половине XVIII века. Это связано с тем, что в 1763 году всю центральную часть города истребил пожар, в огне которого сгорели и деревянные храмы. Храмы, построенные в XVIII  веке, просуществовали до ХХ века. В 1930-е г. все храмы города были закрыты, дольше всех действовавшей оставалась Никольская церковь. В эти же годы были разобраны колокольни Соборной Екатерининской, Покрово-Пятницкой, Духовской церквей. Окончательно почти все дорогобужские церкви были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В конце XIX века в Дорогобуже появилось несколько десятков еврейских семей, в связи с чем в городе была открыта синагога. Она находилась в деревянном доме по улице Трубицыной (ныне Интернациональная), рядом с современным хлебозаводом. Устроено было и отдельное кладбище на восточной окраине города. В 1970-х годах песчаный холм, на котором находилось это кладбище, был срыт и сейчас на этом месте находится песчаный карьер за улицей Мясникова.

ЕКАТЕРИНСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ
Эта церковь находилась на городском валу. Строительство началось в 1767 году на средства государства "государевым комитетом". Строилась на месте церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая сгорела в 1763 году. В 1787 году Екатерина II, проезжая через город, посетила Екатерининскую церковь и сделала пожертвование на строительство колокольни и двух приделов: Андрея Первозванного и Святого Константина и Елены. С 1789 года церковь соборная. В 1812 году церковь пострадала незначительно, видимо благодаря местоположению, ущерб составил 48 рублей. В 1847 - 48 гг. вместо двух приделов устроен один вместительный придел Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1877 - 78 гг. устроен второй придел Преподобного Сергия Радонежского. В 1930-е годы собор был закрыт и использовался как клуб. Тогда же разобрана колокольня. Весной 1943 года собор был взорван фашистами.

ПОКРОВО-ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Покрово-Пятницкая церковь находилась в центре города, на Московской улице, недалеко от моста через Днепр. Cтроительство этой церкви было завершено в 1778 году. Церковь имела 2 придела - Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Великомученицы Параскевы. Колокольня церкви построена в 1795 году. Большой колокол, в 301 пуд весом, вылит по преданию из пушек, бывших на  городском валу, в 1801 году. В 1812 году церковь была сильно разорена неприятелем.  В 1930 -е годы церковь была закрыта, а ее здание приспособлено под электростанцию. В это же время была разобрана колокольня. Весной 1943 года церковь была взорвана фашистами.

КАЗАНСКО-ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Кладбищенская Казанско-Пятницкая церковь, приписанная к Покровской церкви, построена в 1786 году "тщанием" штаб-ротмистра, лейб-гвардии Ее Величества Императрицы Екатерины II Кирасирского полка Адама Адамовича Шварца.  Церковь находилась в конце восточной части города, вместе с самым большим городским кладбищем, рядом с Крестовоздвиженской кладбищенской церковью. Церковь каменная с колокольней. Престол в ней один. Сначала во имя Святой Великомученицы Параскевы, а в 1878 году переименован в честь Казанской Иконы Божьей Матери. Богослужения в ней бывали только летом, по желанию прихожан, отправлялись причтом Покровской и Соборной церкви. В 1930-е годы церковь была закрыта, а весной 1943 года взорвана фашистами.

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Никольская церковь находилась в центре города, в начале Московской улицы, рядом с Соборным валом. Церковь имела 2 придела, Святителя Николая и Богоявления Господня. Основана в 1764 году на средства прихожан и до 1787 была соборною.  До 1764 года Никольская церковь была деревянною и находилась на том же месте, где и каменная. В 1812 году церковь была сожжена, причем остались только стены. Восстановлена в 1820 году. В советское время церковь дольше других оставалась действующей и была закрыта лишь в  конце 1930 - х годов. Весной 1943 года церковь была взорвана фашистами.

ФЕДОРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Федоровская церковь находилась на кладбище, на выезде из города к Ельне. К этому кладбищу примыкало второе кладбище, с ныне сохранившийся Петропавловской церковью. Была приписана к Никольской церкви в 1795 году.  Церковь деревянная на каменном фундаменте, с одним престолом во имя Святого Благоверного Князя Федора Смоленского и Ярославского Чудотворца. Построена в 1776 году на средства  помещика села Ректы Федора Радищева. В 1930 -е годы была закрыта, а весной 1943 года разрушена фашистами.

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Успенская церковь находилась в западной части города, на Смоленской улице. Основана в 1790 году "тщанием" прихожан и имела два престола, главный - в память Успения Божьей Матери, в холодной церкви и Святого Архистратига Михаила - в теплой. В 1812 году церковь использовалась неприятелем как конюшня. В 1898 году купцом Ф.И.Свешниковым был построен третий придел в честь иконы Иверской Божией Матери. В 1930 -е годы церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны церковь была сильно разрушена. Остатки ее были разобраны в 1946 году на кирпичи.

Церковь петра и павла в ДорогобужеПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Церковь находится на кладбище, при въезде в Дорогобуж со стороны Ельни. Построена церковь в 1835 году. При постройке имела два престола во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Святого Великомученика Дмитрия Мироточивого. В 1842 году устроен теплый придел во имя Святого Великомученика Дмитрия женою действительного статского советника Варварой Васильевной Ермаковой в память того, что муж ее погребен в паперти этого храма.  
Петропавловская кладбищенская церковь была приписана к Успенскому приходскому храму. В 1930-е годы церковь была закрыта. В годы Великой Отечественной войны она единственная из всех дорогобужских церквей уцелела от разрушения. После войны здание церкви использовалось как склад. В 1988 году церковь была восстановлена и 19 августа там прошла первая служба. Бессменным настоятелем возрожденного храма является протоиерей Николай Николаевич Канчук.

ДУХОВСКАЯ (ДМИТРОВСКАЯ) ЦЕРКОВЬ
Находилась в восточной части города (Дмитриевский вал) на высоком холме. Строительство началось в 1703 году. Церковь имела три престола: во имя Сошествия Святого Духа, Святого Великомученика Дмитрия Солунского, Рождества Пресвятой Богородицы (1799) . Построена вместо двух деревянных церквей: Великомученика Дмитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы.  В 1812 году пострадала меньше всех других церквей города. Богослужения в ней продолжались в течение всего 1812 года.  В 1930-е годы церковь была закрыта и использовалась как склад для зерна, а затем для больничных нужд. В это же время была разобрана колокольня. Во время Великой Отечественной войны верхняя часть церкви была разрушена. После войны часть церкви разобрали, а два придела приспособили под здание роддома. Позднее здесь находилось неврологическое отделение. В 1990-е годы здание было заброшено. В 1998 году на Дмитриевском валу был организован Свято-Дмитриевский женский монастырь. 4 октября 1998 года митрополит Смоленский и  Калининградский Кирилл освятил восстановленный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Михаила (Коровина).

ВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Церковь каменная с колокольней находилась на восточной окраине города, на кладбище. Построена в 1840 году и причислена к Духовской церкви. Имела один престол в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господнего. Церковь была холодная, богослужений в ней зимой не было, а в остальное время - по просьбам 
прихожан в дни памяти их усопших родственников. В 1930 - е годы церковь была закрыта, а во время Великой Отечественной войны разрушена.

ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Одигитриевская церковь находилась в правобережной части города - на пересечении Бельской и Рожновой улиц. Церковь окончательно устроена и освящена в 1792 году на средства прихожан. Ранее на этом месте находились две 
деревянные церкви: Вознесения Господня и Афанасия и Кирилла Александрийских Святителей. Обе церкви были построены канцеляристом Дорогобужской воеводской канцелярии - Яковом Афанасьевичем Старковым в 1713 году. Каменная церковь имела придел, Святителей Афанасия и Кирилла. В 1812 году церковь была осквернена и обращена в конюшню. В 1930 - е годы церковь была закрыта. Во время оккупации церковь была действующей, но весной 1943 года она как и другие храмы была разрушена.

АРХИДЬЯКОНА СТЕФАНА ЦЕРКОВЬ
Церковь находилась в правобережной части города, невдалеке от Одигитриевской церкви. Церковь кладбищенская, имела один престол - во имя Архидьякона Стефана. Церковь основана в начале XIX века Дорогобужским купцом Ракитиным. Была приписана к Одигитриевской церкви. В 1930-е годы была закрыта. Весной 1943 года была взорвана фашистами.

МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ
Подворья являются своего рода городским филиалом монастыря, расположенного в сельской местности. В Дорогобуже, по крайней мере, с XVI века существовали монастырские подворья. В конце XVI - начале XVII веков это было подворье Болдинского монастыря и подворье Поляновского монастыря (находился между Дорогобужем и Вязьмой). В польский период (1617-1654 гг.) эти подворья, вероятно, исчезли. Вновь подворье Болдинского монастыря возобновилось, скорее всего, в конце XVII века после восстановления самого монастыря (1654 г.). В конце XVII-XVIII веков в Дорогобуже находилось также подворье Бизюкова монастыря. Подворье Болдинского монастыря просуществовало вплоть до 1920-х годов. В начале XX века это подворье находилось на Московской улице и в нем была построена каменная церковь во имя Святителя Алексия. В 1996 году после повторного восстановления Болдинского монастыря ( 1991 г.) в Дорогобуже вновь появилось его подворье. Оно расположено на пересечении улиц Чистякова и Свердлова, рядом с рынком. На подворье находится деревянный дом, построенный в начале XX  века и принадлежавший ранее семейству дорогобужских мещан Поминовых. На подворье построена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, которая освящена в 2000 году.  

ТЮРЕМНАЯ ЦЕРКВЬ
Тюремная церковь во имя Святой Троицы находилась в здании дорогобужской тюрьмы, которая располагалась на выезде из города в сторону Ельни. Здание тюрьмы сохранилось до наших дней. Церковь была устроена в 1859 году благодаря  стараниям секретаря тюремного комитета Петра Сергеевича Крапухина, собравшего 1000  рублей благотворительных взносов на открытие церкви. Сама церковь занимала одну небольшую комнату в здании тюрьмы и посещалась служебным персоналом тюрьмы и арестантами. Вероятно, церковь прекратила свое существование вскоре после установления советской власти.

Автор: Энциклопедия "Дорогобужский край"

версия для печати

 E-mail

<< назад