Дорогобужская крепость была построена в одно время с основанием города. Стоит отметить, что значение слова "город" в Древней Руси имело значение "огороженное место", другими словами - крепость. Расселявшиеся около горда-крепости жители образовывали посад, сам холм, где стояла крепость, называли детинцем. Дорогобужскую крепость возводили на одном из естественных мысов берега реки Днепр, рядом протекала впадающая в Днепр речка Ордышка. в части оборонительных качеств это место имело наибольшую выгоду. С одной стороны (с севера) крепость была защищена рекой Днепр, с запада кстати пришлась защита речки Ордышки.
Первое учебное заведение в Дорогобуже возникло, вероятно, во 2-й половине 16 в. С 1617 по 1654 г.г. Дорогобужская земля находилась под властью Польши. О существовании в то время школ в Дорогобуже сведений нет. После освобождения Дорогобужского края от поляков положение с образованием было плачевным. Так, в 1658 г. дорогобужский воевода посылал в Москву отписку об отсутствии грамотных подьячих в Дорогобуже. Скорее всего, всю вторую половину 17 в. и первые десятилетия 18 в. в Дорогобуже не было школы. Преобразования Петра 1 ускорили развитие страны. Потребность в образованных людях и ценность образования возросли. Государству и церкви требовалось все больше грамотных людей. В 1728 г. в Смоленске епископом Гедеоном была открыта духовная семинария. В следующем году было принято решение открыть духовные училища в уездных городах епархии: Дорогобуже, Белом, Рославле и Торопце.
Обычаи, легенды и предания составляют основу традиционной культуры народа. Они отражали мировоззрение человека на протяжении веков. Обычаи, традиционные обряды и праздники создавали привычную, комфортную и понятную структуру обыденной жизни. Легенды и предания в сказочной, мифологической форме закрепляли события прошлого, были исторической памятью, адаптированной для понимания простого человека. Они содержали в себе основные морально-нравственные и социальные ценности. Традиционная культура была, в значительной степени, основана на христианстве, хотя большое значение имели и элементы языческих верований и представлений. Все это справедливо и для Дорогобужской земли.
Первого сентября Дорогобуж отметит 68-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Большую роль в изгнании врагов со смоленской земли сыграла 312-я стрелковая дивизия под командованием полковника Александра Моисеевского.
Сибирский богатырь
Дивизия была сформирована летом 1942 года на Алтае. В августе часть, прибывшую на Западный фронт, принял офицер двухметрового роста с четырьмя шпалами в петлицах и орденом Красного Знамени на кителе. К радости новобранцев, полковник Моисеевский оказался почти земляком - из Томска. В послужном списке комдива уже были гражданская война, бои на КВЖД и два курса Военной академии им. М.В. Фрунзе, окончить которую помешала война.
В начале 17 века Российское государство было сильно ослаблено смутным временем и интервенцией Польши. В связи с этим произошло отторжение от государства земель на западе. Россия более не имела сил и возможности продолжать войну с Польшей, поэтому в 1618 году было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой на 14 с половиной лет. Это не решило противоречий с Польшей, но позволило временно приостановить военные действия.
Герб города Дорогобужа, как и гербы многих городов нынешней Смоленской области хранят отпечатки героико-трагического географического положения. Знакомясь с историей понимаешь, что с середины прошлого тысячелетия смоленские города были словно разменная монета на политической и военной арене.
В начале ХVII века ситуация в Дорогобужском уезде ухудшается. Об этом можно судить по Болдину монастырю: падают доходы обители, возрастает число случаев порчи крестьянами монастырского имущества. В 1604 г., когда собиралось войско против первого самозванца, от Дорогобужа прибыла лишь часть дворян, да и они не смогли привести с собою даточных людей с дорогобужских поместий. Между тем, выходцы из дорогобужских дворян и уездных детей боярских высоко ценились при дворе (по проценту дворян, служивших в выборе при дворе, дорогобужане далеко опережали смоленских, рославльских, бельских помещиков и равнялись с вяземскими). Элита дорогобужских дворян-представители родов Басмановых, кн. Бахтеяровых - Ростовских, Вельяминовых, кн. Голицыных, кн. Звенигородских, кн. Кашиных, Клешниных, Плещеевых, Пушкиных, Ржевских, Романовых, Салтыковых, Щелкаловых - служили даже в думских чинах.
Ниже приведен сисок перезахороненных возле памятника неизвестному солдату бойцов советской армии, погибших в годы Великой Отечественной Войны на дорогобужской земле.Это список лишь по одному захоронению. Всего же их в нашем районе несколько, в том числе на Валу и в селе Алексино. Редакция сайта постарается привести списки солдат и других братских могил. Если вы заметили неточность, то просим вас сообщить в редакцию, т.к. многим людям эта информация может помочь найти родственников.
Многие века в Дорогобуже отдых и связанные с ним народные гуляния проходили в дни церковных и традиционных народных праздников: святки, масленица, Пасха и другие. Традиционными были и ярмарочные гуляния. Где-то в середине 19 в. в Дорогобуже было создано общественное собрание, в котором объединились жители города для совместного отдыха. Собрание имело свое помещение (клуб), в котором была и танцевальная зала. За порядком следили выборные старшины. Помимо танцев в клубе играли в биллиард, карты, читали газеты. Летом гуляющая публика выбиралась на так называемую "дачу". Это было благоустроенное место в сосновом городском (Гусинском) лесу к востоку от Дорогобужа.
Сознание человека жившего в средние века было целиком основано на религиозных представлениях. Мир духовных и моральных ценностей, конечно, также имел религиозное обоснование. Именно поэтому самые ранние проявления благотворительности были тесно связаны с православной церковью. Благотворительность - т.е. творение добра, изначально является одной из главных христианских добродетелей. Творя добро и помогая, таким образом, ближним, христианин, тем самым следовал заповедям Божьим, спасая свою душу. Самым ранним известным нам примером благотворительной деятельности в Дорогобуже следует считать пожертвования Болдинского монастыря денег и калачей в дорогобужскую тюрьму и богадельню, "на старцову память", т.е. в день памяти основателя монастыря, преподобного Герасима, а также в день памяти его родителей. Пожертвования эти делались ежегодно в конце XVI - начале XVII веков. Здесь также важно то, что уже в конце XVI века в Дорогобуже была богадельня, - приют для старых и увечных одиночных людей. Богадельни чаще всего устраивали при церквях и монастырях. Вообще же церкви были центрами христианской благотворительности в городе. Здесь подавали милостыню нищим, да и сами церкви в буквальном смысле являлись результатом благотворительной деятельности. Возведение и украшение церквей почти всегда было делом прихожан, состоятельных в первую очередь, и это можно считать примером благотворительности.